Источник: Журнал «СТО Строительство Технологии Организация» 08/57/ДЕКАБРЬ 2017
Участники круглого стола:
Владимир Угрюмов, Генеральный директор ООО «СБРКС по Северо-Западу»
Александр Каменев, Директор МУП «Североморскводоканал»
Иван Тарасенко, Руководитель технического отдела ООО «МОЛАМИТ»
– Каковы сегодня основные проблемы выбора труб для ВКХ?
Владимир Угрюмов:
– Основная проблема – множественность предложений при зачастую сомнительном качестве. Со вступлением в силу закона № 44-ФЗ основным критерием победы в конкурсе стала наименьшая стоимость погонного метра трубы. А все расчеты, учитывающие геологические, рельефные, климатические особенности зоны строительства объекта, по сравнению с ценой стали несущественными. Таким образом, речь уже не идет о сравнительной оценке материала труб с позиции длительности безаварийной эксплуатации.
Александр Каменев:
– В результате незначительная экономия оборачивается многократно превышающими ее финансовыми потерями при проведении аварийно-восстановительных работ. Отмечу, что проблема глобальна. В целом по отрасли степень изношенности сетей по некоторым регионам достигает 80%.
Выбирая из многообразия предлагаемой к использованию трубной продукции, мы в первую очередь учитываем климатические и геологические особенности нашего региона. Короткое лето Заполярья предоставляет существенно меньше времени для строительства новых и реконструкции действующих сетей ВКХ. Поэтому наиболее важными факторами в определении выбора труб становятся в первую очередь скорость монтажа и качество продукции, а также ее стоимость.
Иван Тарасенко:
– На мой взгляд, еще одной важной проблемой является отсутствие критериев выбора материала труб для тех или иных условий конкретного объекта. Сейчас проектировщики руководствуются нормами, в которых не прописаны многие современные материалы. Поэтому зачастую все еще проектируются стальные или бетонные трубы. Думаю, необходимо провести актуализацию нормативной базы.
Отмечу, что настоящим прорывом в сфере актуализации нормативов стал РМД 40-20-2016 Санкт-Петербурга «Устройство сетей водоснабжения и водоотведения в Санкт-Петербурге», который на уровне города определил правила игры для проектировщиков и заказчиков.
– Изменилась ли за последние годы расстановка сил в секторе труб для водоснабжения и водоотведения?
Владимир Угрюмов:
– За последние 10 лет трубный рынок России претерпел существенные изменения, что обуславливается как совершенствованием технологий и применением новых материалов, так и стремлением некоторых коммерческих структур извлечь выгоду при реализации откровенно контрафактной или низкосортной трубной продукции. С одной стороны, на трубном рынке появилась продукция из таких материалов, как полиэтилен 100RC, начался выпуск труб из ВЧШГ диаметром до 1000 мм. А с другой – появились предпосылки для печально известного «трубного дела», началось производство труб из вторичного ПЭ сырья, не редкостью стали поставки под видом высококачественной – низкосортной турецкой, китайской и подобной продукции.
Но при всем этом нужно отметить, что взаимоотношения потребителей и поставщиков на трубном рынке за последние годы приобрели цивилизованную форму. Этому в немалой степени способствовала определенная регламентация этих взаимоотношений со стороны государственных и частных заказчиков, а также формирование некого свода нормативно-технической документации, охватывающего практически все этапы применения трубной продукции как на федеральном, так и на региональном уровне.
Иван Тарасенко:
– И все же существующая нормативная база для материалов пока недостаточно проработана и не отражает реальные потребности отрасли. Так, в проектах все реже применяются трубы из устаревших материалов, но этот выбор связан прежде всего с активностью заводов, проводящих презентации у заказчиков и проектировщиков. Только благодаря этому на первый план выходят материалы с большим сроком эксплуатации, удобные в монтаже, такие как трубы из ПВХ-О 500 или трубы из PE100-RC для ГНБ в защитной оболочке.
Александр Каменев:
– Изменения, происходящие на трубном рынке, связаны в первую очередь со снижением как затрат на производство работ, так и их сроков, а также с увеличением сроков безаварийной эксплуатации сетей и уменьшением затрат эксплуатирующих организаций. Сегодня из сферы водоснабжения практически исчезли трубы из таких материалов, как стеклопластик и полиэтилены низких марок (63, 80). Несколько снизилась доля стальных труб. В то же время, действительно, значительно усилили свои позиции в сфере водоснабжения трубы из ВЧШГ, трубы из ПВХ-О 500, PE 100 RC.
Хотелось бы подчеркнуть, что нет какого-то универсального материала труб, применение которого позволило бы исключить другие виды материалов.
– Какие критерии, на ваш взгляд, чаще всего упускаются при расчете и обосновании выбора труб из того или иного материала?
Владимир Угрюмов:
– Важнейшим фактором выбора труб является коррозионная стойкость материала, а также его достаточная пластичность и прочность. Также необходимо учитывать геологические и климатические особенности самого объекта, чтобы технологичность применения труб из того или иного материала отвечала запросам заказчика.
Разумеется, комплексно учесть эти (и некоторые другие)факторы может только квалифицированный специалист. Но пробелы подготовки инженерных кадров конца 1990-х – начала 2000-х исправляются недостаточно быстро. Понимая это, мы ведем целенаправленную работу со специалистами проектных, строительных и эксплуатационных организаций, в деятельности которых в той или иной форме присутствует продукция из ВЧШГ. Причем такая работа проводится на всех уровнях, начиная от лекционной в рамках Водной академии и заканчивая непосредственным курированием объектов и в Заполярье, и в Поволжье, и в Крыму.
Иван Тарасенко:
– Ответ на этот вопрос опять предполагает критику действующей нормативной документации, которая не учитывает вновь появившиеся типы продукции. Например, трубы из PE100-RC и ПВХ-О 500, засыпку которых можно осуществлять обратным грунтом и экономить на вывозе изъятого грунта и завозе песка. Такое существенное ценовое преимущество данных труб нормативами не рассматривается. Так же, как и скорость монтажа или комплексная выгода заказчика и эксплуатирующей компании от применения того или иного материала или технического решения.
Александр Каменев:
– К сожалению, далеко не любой производитель ставит своей целью подобное взаимодействие с проектными или эксплуатирующими организациями. Опыт работы нашей компании показывает, что сотрудники ООО ЛТК «Свободный сокол» и ООО «МОЛАМИТ» действительно компетентны и заинтересованы в результате нашей общей работы. Они не только могут дать высококвалифицированную консультацию по использованию продукции, но и оказывают практическую помощь непосредственно на объектах, на всех стадиях выполнения строительных или ремонтных работ.
Хочу еще раз подчеркнуть, что трубы из всех материалов имеют полное право на существование и вдумчивое использование. Но при разработке проектной документации необходимо учитывать особенности объекта и грамотно обосновывать выбор труб из того или иного материала, что подразумевает профессиональную компетенцию проектировщика.
– Какие требования предъявляются к трубной продукции добросовестными заказчиками? И в какой мере производителям удается их соблюдать?
Александр Каменев:
– Вопрос очень актуальный. Особые требования к трубной продукции, обусловленные климатическими условиями Заполярья, заставляют нас очень внимательно относиться к выбору производителей и поставщиков. От этого во многом зависит обеспечение безаварийного функционирования объектов ВКХ. Поэтому мы тщательно готовим конкурсную документацию, в которой формулируем все технические требования, безусловное выполнение которых позволяет нам приобретать только качественную продукцию.
Владимир Угрюмов:
– Отличительной чертой трубной продукции из ВЧШГ как раз является возможность ее применения практически во всех климатических зонах и в любых геологических условиях, в том числе в солонцах и прибрежных морских зонах, в условиях неустойчивых грунтов и в зонах повышенной сейсмичности. Основные преимущества трубы из ВЧШГ указаны в аббревиатуре названия материала трубы: «В» – высокопрочный: предел прочности при сжатии оСж – 340 МПа (сталь – 450, стеклопластик – 160, ПЭ – 16); «Ч» – чугун: коррозионностойкий: коррозионные потери – 1,51 г/м2/сутки (сталь – 10,29); «ШГ» – шаровидный графит: относительное удлинение (пластичность) – 14% (сталь – 21%, стеклопластик – 1%, ПЭ – 800%). Практика показывает, что трубы из ВЧШГ обладают наиболее высоким сроком эксплуатации с наименьшими эксплуатационными затратами.
Безусловно, при объективном экономическом расчете в каждом конкретном случае может быть применена труба из любого другого материала. Но, основываясь на своем многолетнем производственном опыте, могу сказать, что я не знаю другого материала, трубная продукция из которого «прощала» бы такое количество существенных промахов подрядчиков и проектировщиков, которое прощает труба из ВЧШГ.
Иван Тарасенко:
– Все больше заказчиков видят преимущества при монтаже труб из ПВХ-О 500 в труднодоступных местах, где нет возможности применения большого количества спецтехники. Нужно заметить, что трубы из ПВХ-О 500 можно перемещать по объекту силами двух рабочих. Кроме этого, заказчику всегда важно быть уверенным в отсутствии возможности фальсификации продукции, поставляемой на его объект. На данный момент трубы из ПВХ-О 500 невозможно подделать в силу высокой сложности технологических процессов. Отдельно можно обратить внимание на стоимость труб ПВХ-О 500, которая становится максимально выгодной при использовании на объектах с высоким давлением. Кроме прочего, для монтажа трубы не требуется высоко квалифицированный персонал и специализированное сварочное оборудование.
– Приходилось ли вам сталкиваться с проблемой фальсификации продукции?
Владимир Угрюмов:
– Сфальсифицировать трубы и фитинги из ВЧШГ достаточно проблематично, что связано с особенностями металлургического процесса. Скорее стоит говорить о подлоге. Мне приходилось сталкиваться с явлением, когда российские коммерсанты из Уральского ФО поставляли под видом трубной продукции из ВЧШГ (соответствующей международному стандарту ISO 2531) китайские трубы и фитинги, фактически соответствующие самым низким требованиям внутрикитайских стандартов. Для борьбы с подобными явлениями целесообразно развивать опыт АО «Мосводоканал», создавшего собственный диагностический центр, а также взять на вооружение практику Комитета по энергетике правительства Санкт-Петербурга, сформировавшего Центр энергосбережения, в состав которого входит испытательная лаборатория, позволяющая оценить качество материалов, применяемых на объектах строительства Комитета.
Иван Тарасенко:
– Наиболее часто фальсификации подвержены три основных товарных группы: полиэтиленовые трубы, стальные трубы и железобетонные колодцы. Основным способом фальсификации на полиэтиленовых трубах является применение некачественного сырья нетрубных марок или вторичного сырья, марки которого не соответствуют параметрам ГОСТ. На стальных трубах – использование уже бывшей в употреблении, восстановленной продукции, а на железобетонных изделиях – использование низких марок цемента.
Основными способами борьбы с фальсификацией является проверка сертификатов качества продукции, сверка адреса производителя с фактическим адресом, согласованная с производством возможность посещения завода в любое время и проверка лабораторий, а также создание независимой лаборатории по оценке качества материалов.
Проблем в отечественно трубной отрасли много, но все они могут быть решены при условии эффективного взаимодействия заказчиков, производителей и проектировщиков трубной продукции, регламентируемого актуальной и целесообразной нормативно-законодательной базой. Будем надеяться на то, что тенденция выходы рынка трубной продукции на цивилизованный уровень будет иметь продолжение.